четверг, 1 сентября 2016 г.

Методические рекомендации для подготовки к занятиям

  Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы магистранта имеют своей целью приобретение им системы знаний по дисциплине «Договоры в международном праве». В этот курс входят лекции, ориентированные на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины.  Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим  занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.

Самостоятельная работа магистранта начинается с внимательного ознакомления с каждой темой курса, с изучением вопросов. Они ориентируют магистранта, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Любая наука, следовательно, и «Договоры в международном праве», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая наука. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится расплывчатым. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам встретятся новые понятия и категории, обязательно выясните, что они означают. Если ответа нет в вашем учебнике или учебном пособии, то обратитесь к словарю. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности.
Если  магистрант изучает систематический курс по учебнику, где даются те или иные законы, ему ни в коем случае не следует просто «опускать» соответствующие страницы учебника, а необходимо внимательно вникнуть в их содержание. Не возбраняется пользоваться изложенными в учебнике характеристиками законов, вникая при этом в их содержание.
Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, вопросы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. В своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы, которые вызывают затруднения у магистрантов.
Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости.
Помимо непосредственной самостоятельной работы с текстами учебников, учебных пособий и лекций, в качестве активной формы самостоятельной работы магистрантов предлагается анализ и конспектирование отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность государства и муниципальных образований.
Самостоятельная работа магистрантов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа нормативных правовых актов;
2) формирование навыков исследовательского отношения к предъявляемой аргументации;
3) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем взаимодействия международного и внутригосударственного права в РФ.
Для решения первой задачи магистрантам предлагаются к прочтению и содержательному анализу нормативные правовые акты. Результаты работы с нормативными правовыми актами обсуждаются на семинарских занятиях по соответствующим темам.
Формирование навыков исследовательского отношения к предъявляемой аргументации реализуется через самостоятельное выполнение магистрантами заданий путем обращения к учебной, справочной и нормативной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений магистрантов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Одним из видов самостоятельной работы магистрантов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (реферат) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой проблеме взаимодействия международного и внутригосударственного права. Работа не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения магистрантами, критической оценке рассматриваемого материала.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система, внедренная в Дагестанском государственном университете. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы магистрантов, творческая работа, итоговое испытание.

Тестовые задания могут формулироваться  в форме тестов с одним правильным ответом; тестов с несколькими правильными ответами; тестов, направленных на сопоставление понятий или расположения в определенной последовательности; а также тестов с открытым ответом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий