Аудиторные
и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы магистранта имеют своей
целью приобретение им системы знаний по дисциплине «Договоры в международном праве». В этот курс входят лекции,
ориентированные на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной
дисциплины. Используя лекционный
материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя
творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение,
углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Самостоятельная работа магистранта начинается с внимательного ознакомления с каждой темой курса, с изучением вопросов. Они ориентируют магистранта, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Любая наука, следовательно, и «Договоры в
международном праве», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные
понятия - это та база, на которой «стоит» каждая наука. Без ясного понимания
понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится
расплывчатым. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам
встретятся новые понятия и категории, обязательно выясните, что они означают. Если
ответа нет в вашем учебнике или учебном пособии, то обратитесь к словарю.
Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и
категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности.
Если
магистрант изучает систематический курс по учебнику, где даются те или
иные законы, ему ни в коем случае не следует просто «опускать» соответствующие
страницы учебника, а необходимо внимательно вникнуть в их содержание. Не
возбраняется пользоваться изложенными в учебнике характеристиками законов,
вникая при этом в их содержание.
Нелишне иметь в виду и то, что каждый учебник
или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не
совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко,
а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Учебник или учебное
пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано
в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно
отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности)
рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По
завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы,
вопросы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие предстоит изучить по
другим источникам.
Проработка лекционного курса является одной
из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не
является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального
творчества. В своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие
недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным
курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы, которые вызывают
затруднения у магистрантов.
Магистранту важно понять, что лекция есть
своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать
активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми
знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать
с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией,
находить в ней кажущиеся вам слабости.
Помимо
непосредственной самостоятельной работы с текстами учебников, учебных пособий и
лекций, в качестве активной формы самостоятельной работы магистрантов предлагается
анализ и конспектирование отдельных положений нормативных правовых актов,
регламентирующих финансовую деятельность государства и муниципальных
образований.
Самостоятельная
работа магистрантов направлена на решение следующих задач:
1) выработка
навыков восприятия и анализа нормативных правовых актов;
2) формирование
навыков исследовательского отношения к предъявляемой аргументации;
3) развитие и
совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем взаимодействия международного и внутригосударственного
права в РФ.
Для решения первой
задачи магистрантам предлагаются к прочтению и содержательному анализу
нормативные правовые акты. Результаты работы с нормативными правовыми актами
обсуждаются на семинарских занятиях по соответствующим темам.
Формирование
навыков исследовательского отношения к предъявляемой аргументации реализуется
через самостоятельное выполнение магистрантами заданий путем обращения к
учебной, справочной и нормативной литературе. Проверка выполнения заданий
осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений
магистрантов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных
самостоятельных (контрольных) работ.
Одним из видов
самостоятельной работы магистрантов является написание творческой работы по
заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (реферат)
представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до
3000 слов), посвященное какой-либо значимой проблеме взаимодействия международного и внутригосударственного
права. Работа не должна носить
описательный характер, большое место в ней должно быть уделено
аргументированному представлению своей точки зрения магистрантами, критической
оценке рассматриваемого материала.
При оценивании
результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации)
применяется балльно-рейтинговая система, внедренная в Дагестанском
государственном университете. В качестве оценочных средств на протяжении
семестра используется тестирование, контрольные работы магистрантов, творческая
работа, итоговое испытание.
Тестовые задания
могут формулироваться в форме тестов с
одним правильным ответом; тестов с несколькими правильными ответами; тестов,
направленных на сопоставление понятий или расположения в определенной последовательности;
а также тестов с открытым ответом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий