воскресенье, 12 ноября 2017 г.

моя статья о праве договоров в его соотношении с международными гарантиями

Редактировать




Ибрагимов А.М. Международно-правовые гарантии и ответственность.doc




Ибрагимов А.М., кандидат
юридических наук, доцент
Дагестанского государственного
университета, Заслуженный юрист РД

Международно-правовые гарантии и ответственность: анализ соотношения институтов с точки зрения их значения для обеспечения международных договоров

Юридические средства обеспечения международных обязательств государств находятся в системной связи между собой, что способствует улучшению их реализации. Это, например, характерно для взаимоотношений международно-правовых гарантий с институтом ответственности в международном праве.

Ключевые слова: право, международное право, международные правовые гарантии, международные обязательства, ответственность в международном праве.


Анализ соотношения указанных в оглавлении настоящей статьи институтов в свете значения для обеспечения международных договоров (равно и норм международных договоров) следует начать с констатации их общности. Международные гарантии и та или иная форма международно-правовой ответственности, прежде всего, выступают как факторы предупреждения и недопущения нарушения норм международного договора. По мнению М.В. Кривенковой, предупреждению и недопущению нарушения норм международного права в будущем служит такая форма нематериальной международно-правовой ответственности как предоставление заверений и гарантий неповторения противоправного поведения1. Эта форма подчеркивает общность институтов международных гарантий и ответственности. Конкретно общность двух институтов демонстрирует особое обязательство государства-правонарушителя заверить потерпевший субъект в том, что отклоняющиеся от согласованных норм его действия не повторятся и обеспечить (гарантировать) под свою ответственность их недопущение впредь. Характерно, что это обязательство государства-правонарушителя возникает не автоматически, а волевым способом, обусловленным требованием потерпевшего субъекта.
Современному международному праву известны две формы предоставления гарантий неповторения: устная и письменная. При этом Комиссия международного права ООН исходит из того, что заверения предоставляются в устной форме, а гарантии – в письменной2. Однако устные заверения не всегда являются достаточными. В связи с этим, по требованию потерпевшего государства, для предоставления гарантий необходимо принятие соответствующих превентивных мер с целью недопущения повторения правонарушения. В большинстве случаев достаточно для этого переадресовать по административным каналам инструкции, указания должностным лицам соответствующего уровня. Иногда требование потерпевшего государства состоит в отмене решения внутригосударственного судебного органа.
Требование о предоставлении заверений и гарантий неповторения может быть выдвинуто государству-правонарушителю не только другим государством, но и международной организацией. Что касается частных лиц, то действующее международное право не предоставляет им возможности предъявлять подобные требования к государству-правонарушителю. В универсальных договорах о защите прав индивидов говорится лишь о возможности защиты нарушенных прав. Для конкретного индивида принятое компетентным международным органом решение, подтверждающее неправомерность деяния государства в отношении него, уже будет своеобразной гарантией того, что права индивида, связанные с фактами, установленными данным органом, в будущем нарушены не будут.
Организация Объединенных Наций и ее органы в своих решениях закрепляют обязанность государства-правонарушителя предоставить надлежащие гарантии неповторения противоправного поведения в будущем3. Однако такая обязанность и соответствующее ей требование в той или иной ситуации исходят не от заявителя, а непосредственно от органа ООН в силу того, что государство-участник той или иной конвенции о правах человека, принятой под эгидой ООН, обязано привести свое законодательство в соответствие с ее положениями.
Общность международно-правовых гарантий и ответственности не исчерпывается превентивной составляющей, она подразумевает в основном укрепление применяемых норм договора. Признаки совпадения этих понятий подчеркивают их общую цель − достижение положительного результата в выполнении международного договора. Следует учитывать то обстоятельство, что по смыслу ст.48 проекта Статей об ответственности государства за международно-противоправное деяние (далее – проект Статей), государство-гарант, как и иное государство, вправе призвать к ответственности другое государство и может требовать от него прекращения международно-противоправного деяния и предоставления заверений и гарантий неповторения правонарушения (п.2а), что собственно тоже «работает» на усиление применяемых договорных положений. Наконец, международные гарантии начинают применяться после вступления в силу соответствующего договора и применяются на протяжении всего времени его действия. Применение гарантий требует определенного условия. Оно заключается в том, что для начала их действия необходимо, чтобы произошло нарушение гарантируемого договора или соглашения одной из сторон. Такое же условие является единственно необходимым для возникновения отношений ответственности. Меры ответственности применяются государствами в случае нарушения договора, после возникшего правонарушения, предполагают систему негативных последствий для нарушителя.
Если же смотреть на сосуществование этих понятий всесторонне, обнаруживается много больше различий, нежели сходств. Прежде всего, они касаются ряда оснований установления международно-правовых гарантий и юридической ответственности государств.
Во-первых, если основанием установления международных гарантий является международный договор заинтересованных сторон (таким основанием, например, может быть соглашение о международных гарантиях окончательного урегулирования карабахского конфликта), то основанием международно-правовой ответственности государств выступает несоблюдение стороной в международном договоре установленных им правил (их нарушение), влекущее за собой применение принудительных мер в отношении государства-нарушителя, включая санкции. К слову сказать, в проекте Статей санкции как средства реализации международно-правовой ответственности в той или иной форме не регулированы, в нем регламентированы контрмеры (Часть третья, гл.II, ст. 49-54) как принудительные средства, используемые на индивидуальной основе, против государства, ответственного за международно-противоправное деяние с целью побудить его выполнить свои обязательства.
Во-вторых, не все договоры предусматривают гарантию защиты от нарушений, но все международные договоры в случае их нарушения защищаются международным правом посредством института юридической ответственности.
В-третьих, нормы о международно-правовой ответственности государств распространяют свое действие на всю совокупность международно-правовых отношений. Эти нормы содействуют осуществлению других норм международного права и являются как бы общей гарантией их соблюдения4. Такое мнение также верно, как правильно и то, что отмеченная общая гарантия в лице норм об ответственности имеет прямое отношение к договорным нормам, регулирующим меры собственно международно-правовых гарантий. Из этого следует, что государства, нарушившие договор о гарантиях, могут быть привлечены к ответственности в той мере, в какой они отвечали бы за невыполнение любого другого международного договора. Стало быть, международно-правовая ответственность, будучи общей гарантией соблюдения международных норм, играет роль базисной гарантии.
В-четвертых, гарантийные отношения представляют собой трехстороннюю модель (условно имея в виду связку: виновный – потерпевший - гарант), тогда как правоотношения ответственности – это преимущественно двусторонняя модель международных правоотношений.
В-пятых, разными являются цели гарантийных норм и института ответственности. Первые, прежде всего, призваны поддерживать определенное положение вещей или восстановить статус-кво любыми доступными в рамках международного права (или предусмотренными договором о гарантиях) способами. Лишь как второстепенное следствие такой деятельности мы можем фиксировать требование прекращения международно-противоправного деяния. Вторые имеют своей непосредственной целью прекращение правонарушения и несут определенные негативные последствия для нарушителя.
В-шестых, применение формально предоставленных гарантий является обязанностью, а не правом гаранта, тогда как привлечение нарушителя к ответственности является правом субъектов международного права5. Необходимо, чтобы международное сообщество исходило именно из таких позиций, поскольку в противном случае международные гарантии могут стать пустой формальностью, что подорвет смысл этого института в целом.
В-седьмых, сложно не упомянуть о разнице в применимых мерах. В условиях гарантийных правоотношений применяются разнообразные комплексные методы от увещеваний, призывов и до посредничества (переговоров). Это, например, имеет место в процессе урегулирования карабахского конфликта. Указанный процесс продвигается за счет усилий России, США и Франции, которые характерны переплетением упомянутых нами призывов, уговоров, посредничества, рекомендаций и тому подобных элементов воздействия на конфликтующие стороны. В случае возникновения правоотношений ответственности, как правило, эффективными применимыми мерами станут международно-правовые санкции.
И, наконец, в-восьмых, гарантийные правоотношения, порядок осуществления предоставленных международно-правовых гарантий закрепляются в соответствующем гарантийном договоре, т.е. они индивидуальны для каждого конкретного случая. В свою очередь, правоотношения в сфере ответственности регулируются нормами общего международного права.
Обобщая вкратце, отметим, несмотря на все внушительные различия, и международно-правовые гарантии и меры ответственности служат интересам осуществления международных договорных норм.


1 Примечания Кривенкова М.В. Нематериальная ответственность государств в современном международном праве. Автореферат дисс… канд. юрид. наук. Казань, 2009. С.19.
2 Кривенкова М.В. Там же. С.20.
3 См. напр.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин» от 12 декабря 1997 г.; Резолюция 2000/15 ЭКОСОС ООН «Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» от 27 июля 2004 г.; Резолюция (2002) Комиссии ООН по правам человека «О правах человека при отправлении правосудия, в частности правосудия в отношении несовершеннолетних», апрель 2002 г.
4 4 См.: Левин Д.Б. Ответственность государства в современном международном праве. М., 1966. С. 6 - 7.
5 5 См.: Headlam-Morley J.W. Treaties of Guarantee // Cambridge Historical Journal, Vol.2, No.2 (1927). P. 151-160. International-legal guarantees and responsibility: analyses of institutes correlation in the view of their meaning for fulfill of international treatments Legal means to guarantee international obligations are within a systematic connection with each other, this fact in turn facilitates implementation of this obligations. This is typical for international legal guarantees and the institution of responsibility in international law. Keywords: law, international law, international legal guarantees, international obligations, responsibilities in international law. Полные сведения об авторе - Ибрагимов Ахмед Муслимович, Дагестанский государственный университет, кафедра конституционного и международного права, Заслуженный юрист Республики Дагестан, доцент, кандидат юридических наук.

4 комментария:

  1. Как видите, я не остался в стороне от научного освещения проблем права международных договоров. Читайте на здоровье, уважаемые обучающиеся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При этом ни на какие лавры лидера науки права международных договоров не претендую. Я как все интересующиеся!

      Удалить
  2. Хорошо исследуется та проблема международного права, которая берется в соотношении разных его понятий и категорий. В данном случае мы это сделали через гарантии и институт ответственности.

    ОтветитьУдалить
  3. Ахмед Муслимович, Вы не вспомнили, где и в каком году была опубликована эта статья?

    ОтветитьУдалить