понедельник, 25 декабря 2017 г.

к проблеме беженцев в международном праве


                                                                          Ибрагимов А.М., кандидат                  

                                                                          юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Дагестан

 

                СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ

                                        ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

 

Правовое регулирование статуса беженцев в теории и практике рассматривается в контексте решения общей проблемы защиты прав и свобод человека. Ключевым элементом правовой регламентации при этом является понятие «беженец». В общем  международно-правовом значении оно связано с трансграничной миграцией населения и охватывает всех лиц, вынужденно покинувших территорию своего государства в силу преследования по различным мотивам.

На международном уровне вопрос о беженцах регулируется Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом к ней, вступившим в силу в 1967 г. Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу в 1992 г.  Первоначально Конвенция была направлена на регулирование положения беженцев, ставших жертвами событий Второй мировой войны и ее главной задачей в тот период было возвращение их на родину. Прежде всего, она касалась положения беженцев, находившихся в Европе. В ст. 1 Конвенции «беженец» определяется как «лицо..., которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Конвенция установила, что каждый беженец имеет обязательства в отношении страны, в которой он находится. В частности, он должен подчиняться законам данной страны, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В свою очередь государства — участники Конвенции обязаны применять ее положения к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения. Государства-участники предоставляют беженцам правовой режим иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных самой Конвенцией о предоставлении беженцам более благоприятного по сравнению с иностранцами правового положения. Так, в вопросах приобретения движимого или недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав государства-участники обязались предоставлять беженцам возможно более благоприятные условия и, во всяком случае, не менее благоприятные, чем те, какими при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы. Защита прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, название фирмы, защита прав на литературные, художественные и научные произведения предоставляется беженцам такая же, что и гражданам страны, где они имеют обычное местожительство (ст. 14 Конвенции). В отношении начального образования государства-участники предоставляют беженцам такое же правовое положение, что и своим гражданам. Каждое договаривающееся государство обязано предоставлять беженцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его тер­ритории при условии соблюдения всех правил, обычно приме­няемых к иностранцам при тех же обстоятельствах. Государства-участники должны выдавать находящимся на их территории беженцам удостоверения личности, если они не обладают действительными проездными документами, позволяющими им передвигаться за пределами территории государств-участников. Договаривающиеся государства обязались не высылать законно проживающих на их территории беженцев за исключением случаев, связанных с соображениями государственной безопасности или общественного порядка. Высылка беженцев может производиться только по решениям, вынесенным в судебном порядке. Государства-участники не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев в страны, где их жизни и свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Они также обязались по возможности облегчать натурализацию беженцев и, в частности, делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов. Беженцы не облагаются никакими пошлинами, сборами или налогами, кроме тех или выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются с собственных граждан.

Таким образом, Конвенция 1951 г. охватила правовым регулированием такие аспекты, как определение понятия «беженец», закрепление принципов их невысылки и невыдачи, предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, он предоставляется беженцам в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав), а также предоставление им по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца. Как это вытекает из ст. 1 Конвенции, для государства, принимающего беженцев на своей территории, не должно быть различий между беженцами, сохранившими гражданство или его потерявшими.

Применение Конвенции 1951 г. сыграло определенную роль в репатриации лиц, явившихся жертвами событий Второй мировой войны. Возвращению беженцев способствовало также создание в 1947 г. в рамках ООН Международной организации по делам беженцев (МОБ), участниками которой были 18 государств. Устав этой организации включал в понятие «беженцы» и брал под защиту жертв нацистских и фашистских режимов; иностранцев или апатридов, ставших жертвами нацистского преследования; лиц, признанных беженцами до начала второй мировой войны по мотивам расы, религии, национальности или политических убеждений; лиц, насильственно депортированных во время войны из своих стран; лиц, которые не могли воспользоваться защитой государства своего гражданства и имели обоснованные основания считать, что на родине они могут быть подвергнуты преследованию по мотивам расы, вероисповедания, национальности или политических убеждений, и некоторые другие категории лиц. За период с 1947 по 1951 гг. МОБ переселила, т. е. возвратила на родину, более одного миллиона перемещенных лиц в Европе. После принятия в 1951 г. Конвенции о статусе беженцев на смену МОБ пришло Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), действующее как гуманитарный, неполитический орган на основе Устава, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1950 г. (СССР в принятии резолюции не участвовал). Этот орган может оказывать государствам, принимающим беженцев, материальную помощь по их просьбе. Средства на эти цели формируются за счет добровольных взносов государств, международных организаций и частных учреждений. Персонал УВКБ ООН назначается Верховным комиссаром и несет перед ним ответственность за исполнение своих обязанностей. В последние годы Верховному комиссару ООН по делам беженцев и руководимым им органам приходится заниматься не только «классическими» беженцами, но и лицами, постоянно пересылаемыми из одной страны в другую и не имеющими статуса беженца. Под эгидой Верховного комиссара выработан ряд важных принципов, касающихся беженцев: равное предоставление убежища и несение связанного с ним бремени всеми государствами; оказание необходимой гуманитарной помощи всем категориям беженцев вне зависимости от их правового положения; применение ко всем беженцам, чье возвращение на родину чревато преследованием, правила невысылки.

После принятия в 1951 г. Конвенции в мире произошло много событий, вызванных потоком беженцев, определенные категории которых не могли быть отнесены под определение, данное в Конвенции, так как последняя направлена, прежде всего, на защиту беженцев от политических преследований. Ее содержание не удовлетворяет современным условиям решения проблем беженцев, так как не учитывает всех категорий беженцев и причин их перемещения из одной страны в другую. Этот пробел в значительной мере восполнен в 1966 г., когда было принято дополнительное к Конвенции соглашение — Протокол, касающийся статуса беженцев (вступил в силу в 1967 г., СССР не участвовал). Государства — участники Протокола обязались сотрудничать с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев или любым другим учреждением ООН, к которому может перейти выполнение его функций. Протокол изъял из понятия «беженец», примененного в Конвенции о статусе беженцев 1951 г., слова «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г.» Кроме того, Протокол установил, что он будет применяться государствами-участниками «без каких-либо географических ограничений».

Важный шаг вперед в расширении понятия «беженец» сделан также в результате принятия Конвенции Организации африканского единства о беженцах в 1969 г. В ней беженцы определяются как жертвы не только преследования, но и внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок. В определенной мере вопросы беженцев всех категорий затрагиваются и в документах СБСЕ-ОБСЕ. В итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе зафиксировано стремление государств полностью уважать право каждого на свободу передвижения и выбора местожительства в пределах их границ, а также право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В этом контексте участники Совещания заявили, что они будут разрешать всем беженцам, которые того пожелают, возвращаться в безопасности домой.

Проблемы беженцев нашли также отражение и в документах Содружества Независимых Государств (СНГ). В рамках СНГ 24 сентября 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (ратифицировано Россией 22 ноября 1994 г., не подписано Молдовой и Украиной). В нем содержится понятие «беженцы», учитывающее современные категории беженцев. «Беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Соглашение не признает в качестве беженцев лиц, совершивших преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. Таким образом, понятие «беженец» по указанному Соглашению шире этого понятия по Конвенции о статусе беженцев 1951 г. Более того, Соглашение вводит понятие «вынужденные переселенцы». Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны вследствие тех же причин, которые побуждают покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны беженца. Вынужденный переселенец в отличие от беженца возвращается под давлением обстоятельств в ту страну, гражданином которой он является. Согласно Соглашению, статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с самим Соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа. Государство выезда и сторона, предоставившая убежище, как участники Соглашения имеют определенные обязанности. В частности, государство выезда обязано осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из договаривающихся сторон. Оно обеспечивает личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации. Та же сторона, которая предоставляет убежище, обязана обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев необходимые социально-бытовые условия в местах их временного размещения. Она обязана оказывать этим лицам содействие в трудоустройстве. Особое внимание уделено в Соглашении вопросам компенсации ущерба, понесенного беженцами и вынужденными переселенцами. Государство выезда возмещает указанным лицам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда. Для защиты своих прав беженцы или вынужденные переселенцы имеют право свободного обращения в суды на территории договаривающихся сторон. Стороны обязались привести свое национальное законодательство в соответствие с международными правовыми нормами в этой области. Стороны обязались также создать Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Решением Совета глав государств Содружества 10 февраля 1995 г. утверждено Положение о межгосударственном фонде помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде. Фонд является гуманитарной, некоммерческой организацией и в своей деятельности не преследует политических целей. Местонахождение Фонда — Москва. Одна из основных задач Фонда — накопление финансовых и материальных средств для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распределение средств между теми государствами — участниками Соглашения, которые принимают беженцев и вынужденных переселенцев в целях организации их переселения и обустройства. Средства Фонда формируются за счет взносов и иных имущественных и денежных вкладов участников Соглашения. Кроме того, государства — участники Соглашения, с территории которых прибывают беженцы и вынужденные переселенцы, должны передавать Фонду в обязательном порядке средства по единым финансовым нормам участников Соглашения. Еще один международный документ — Соглашение между Правительством Российской Федерации и УВКБ ООН от 6 октября 1992 г., которое определило условия, на которых указанный орган, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи ООН на основе своего мандата, будет сотрудничать с Правительством России, открыв свое представительство на ее территории. Это дает УВКБ ООН возможность эффективно осуществлять свои функции по предоставлению международной защиты и гуманитарной помощи беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию, в стране пребывания. В соответствии с Соглашением представительство УВКБ ООН консультирует и сотрудничает с российским Правительством при подготовке и опубликовании проектов в интересах беженцев. Для реализации финансируемых УВКБ ООН проектов заключается соглашение, подписываемое Правительством России и УВКБ ООН. Правительство России обеспечивает беспрепятственный доступ сотрудников УВКБ ООН к беженцам и в места, где осуществляются проекты УВКБ ООН в целях контроля реализации этих проектов.

В Российской Федерации приняты законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев: Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции Федеральных законов от 28.06.1997 № 95, от 21.07.1998 № 117, от 7.08.2000 № 122, от 7.11.2000 № 135, от 30.06.2003 № 86, от 29.06.2004 № 58, от 22.08.2004 № 122, от 18.07. 2006 № 121), Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 20.12.1995 № 202, от 7.08.2000 № 122, от 24.12.2002 № 176, от 23.12.2003 № 186, от 22.08.2004 № 122, от 18.07. 2006 № 121, от 23. 07.2008 №160,  Постановлением Конституционного суда РФ от 21.11.2002 № 15-П, Определением Конституционного суда РФ от 16. 07. 2009 №917-0-0).

Закон РФ «О беженцах» содержит понятие «беженец», которое отвечает требованиям, содержащимся в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Соглашении стран СНГ 1993 г. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Лицо, для признания его беженцем в Российской Федерации, обязано по прибытии на ее территорию обратиться (лично или через уполномоченного на то представителя) с ходатайством в письменной форме по месту своего пребывания в орган пограничного контроля, или в орган внутренних дел, или в орган миграционной службы в течение суток со дня пересечения данным лицом государственной границы РФ. В пункте пропуска государственной границы Российской Федерации при пересечении ее данным лицом ходатайство подается в орган миграционной службы, а при его отсутствии — в орган пограничного контроля. Если же лицо еще не прибыло на территорию России, оно вправе обратиться с ходатайством о признании беженцем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в стране своего пребывания. В соответствии с Законом, признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем; 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо в отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Эта сложная процедура дает лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу, право на получение направления в центр временного размещения, на получение питания, медицинской и лекарственной помощи. Если лицу отказано в рассмотрении ходатайства по существу, оно может обжаловать отказ в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд в течение месяца со дня получения уведомления в письменной форме о принятом решении.

Рассмотрение ходатайства по существу (признание лица беженцем) осуществляется в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. Согласно Закону (п. 9 ст.7) лицо признается беженцем на срок до трех лет. На беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, предусмотренные законодательством Российской Федерации для вынужденных переселенцев, они имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на получение проездного документа для выезда за пределы территории России. Беженец имеет также право работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью. На условиях, установленных законодательством РФ, он может приобретать в собственность недвижимое имущество. Беженец вправе обратиться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве. Он также может добровольно вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства. Органы власти и управления РФ, муниципальные органы обязаны предоставить беженцу жилое помещение из фонда жилья для временного поселения. В соответствии с законодательством РФ государство обязано содействовать беженцам в устройстве их детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации.

Лицо, получившее статус беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, которую оно покинуло, по основаниям, предусмотренным в Законе. Закон определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по решению вопросов приема, признания, размещения, обустройства и занятости беженцев. Определяющее значение для решения проблем беженцев имеет деятельность Федеральной миграционной службы (ФМС России) и ее органов.

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. с внесенными в него изменениями и дополнениями содержит положения, в какой-то мере сходные с положениями Закона РФ «О беженцах». Разница в том, что нормы Закона о вынужденных переселенцах касаются граждан Российской Федерации, которые покинули место своего жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Таким образом, вынужденными переселенцами признаются граждане Российской Федерации, которые были вынуждены покинуть место жительства на территории: а) иностранного государства и прибыли на российскую территорию или б) одного субъекта Российской Федерации и прибыли на территорию другого ее субъекта. Кроме того, вынужденным переселенцем признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории России и изменившие место жительства в ее пределах по тем же обстоятельствам, которые имели место в отношении российских граждан — вынужденных переселенцев. И, наконец, вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории рес­публики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации – при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Действующее законодательство определяет круг лиц, которые не могут признаваться в качестве вынужденных переселенцев. Это лица: 1) совершившие преступление против мира, человечности или другие тяжкие преступления, признаваемые таковыми законодательством Российской Федерации; 2) не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; 3) покинувшие место жительства по экономическим причинам вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Если лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, покинуло место жительства по обстоятельствам, предусмотренным Законом, оно обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту нового пребывания. Такое лицо имеет право и до оставления места жительства обратиться с соответствующим ходатайством либо в федеральный орган миграционной службы, либо в ее территориальный орган по месту предполагаемого переселения, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания, которые направляют ходатайство в соответствующий орган миграционной службы. В случае положительного решения вопроса о регистрации ходатайства лицу, претендующему на признание в качестве вынужденного переселенца, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Закон специально оговаривает, что не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона, но не подавших в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации.

Лица, получившие свидетельство о регистрации ходатайства (и прибывшие с ними члены семьи, не достигшие возраста 18 лет), имеют право: 1) на получение единовременного денежного пособия (на каждого члена семьи) в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации; 2) на получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев; 3) на содействие в обеспечении проезда и провоза их багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 4) на проживание, получение питания, пользование коммунальными услугами в центре временного размещения вынужденных переселенцев; 5) на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

На этапе принятия соответствующим территориальным органом миграционной службы решения о признании вынужденным переселенцем  лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства выдается специальное удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет с возможностью продления (при наличии обстоятельств, препятствующих обустройству на новом месте жительства) на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Признание в этом качестве наделяет вынужденного переселенца определенными правами, в частности, правом на самостоятельный выбор места жительства на территории Российской Федерации; на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию, которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах в редакции от 20.12.1995г., или переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в случаях прекращения российского гражданства, при выезде для постоянного проживания за пределы Российской Федерации и в связи с истечением срока предоставления статуса.

В отношении беженцев и вынужденных переселенцев Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, в частности: от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженцев»; от 27 апреля 2001 г. № 321 «Об удостоверении беженца»; от 22 января 1997 г. № 53 «Об утверждении типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 9.02.2001 г. № ГКПИ 00-1479); от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца (в редакции постановления Правительства РФ от 20.06.1997 г. № 764); от 23 мая 1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу (в редакции постановления Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 999); от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»; от 28 мая 1998 г. № 523 «О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» (в редакции постановления Правительства РФ от 27.04.2001 г. № 321); от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации»; от 1 декабря 2004 г. № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан». Эти постановления регламентируют порядок выплаты беженцам единовременного пособия, распределения земельных участков для строительства жилья для беженцев и вынужденных переселенцев, выдачи им необходимых регистрационных документов, организации временного размещения и содержания этих лиц, проезда, провоза багажа, выплаты компенсации,  решают другие вопросы, касающиеся создания для вынужденных мигрантов необходимых условий.

В целях обеспечения исполнения международных договоров РФ, федеральных законов и указанных постановлений Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти приняты нормативные акты, в которых конкретизированы обязательства государства в отношении беженцев и вынужденных переселенцев. Так, приказами ФМС России от 25.11.1993 г. № 2776  утверждены «Типовое положение о пункте первичного приема миграционной службы; от 8.08.1997 г. № 67 «Порядок работы по организации оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства»; от 1.02.1995 г. № 5 «Инструкция о проведении ежегодного переучета лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации»; от 12.01.2000 г. № 2 «Порядок работы по организации оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания»; от 20 декабря 2007г. № 465 «Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» (в него внесены изменения от 20 августа 2009г.).   Важное значение для решения жилищных проблем вынужденных переселенцев имеют приказ Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» от 10.04.2001 г. № 31(ныне действует).

 Конкретизирующее нормативно-правовое регулирование, включая высокий его правительственный уровень, следует расценивать не только с точки зрения детализации обязательств Российской Федерации в отношении недобровольных мигрантов, но и с позиции адекватного реагирования на текущие и новые проблемы этих лиц. Таким образом, под влиянием возникающих вследствие недобровольного исхода населения с мест постоянного проживания обстоятельств законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах совершенствуется. В дальнейшем, с учетом динамики роста проблем вынужденных мигрантов такие тенденции в российском законодательстве сохранятся. Вместе с тем, при любом стечении обстоятельств концептуальный правовой подход законодателя к урегулированию проблем беженцев и вынужденных переселенцев, отражающий его приверженность основополагающим международно-правовым нормам, остается незыблемым.

11 комментариев:

  1. Интерес к проблеме беженцев не ослабевает из-за того, что людей такой категории становится все больше и больше, а их проблемы решаются все меньше. Хоть этот текст немного отстал от быстрого времени, он вполне пригодится для сведения студентов, изучающих права человека. Пользуйтесь на здоровье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правовое положение беженцев , его содержание и элементы в данной статье раскрыты полно и ясно . Спасибо

      Удалить
    2. Очень интересная статья. Спасибо

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Данная тема является актуальной , так как правовое регулирование статуса беженцев в теории и практике рассматривается в контексте решения общей проблемы защиты прав и свобод человека. В данной статье вы полностью осветили этот вопрос , спасибо вам !

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за отзывы! Этот материал о беженцах нужно читать с учетом законодательных новелл, имеющихся в российском праве. Законодательство ведь меняется постоянно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами , вопрос о беженцах всегда меня интересовал и я бы хотела написать статью на эту тему , используя в качестве источника литературы вашу статью .

      Удалить
    2. Пишите, Зухра! Поможем Вам в этом. У меня по этой части библиография неплохая. Ссылайтесь, делайте работу. Удачи!

      Удалить
    3. Благодарю вас , я постараюсь, это будет для меня началом моего научного опыта .

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Новеллы в основном касаются сроков , порядка признания лица беженцем . В целом , на мой взгляд , раскрыть суть статуса беженца возможно лишь с учетом положений данной статьи . Ещё раз спасибо за ваши интересные статьи !

    ОтветитьУдалить